Антон Павлович ШАЛАЕВ, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
В России появился свой рейтинг ответственного бизнеса - ЭКГ, или "Экология. Кадры. Государство". Упор в нем сделан на соответствие национальным целям.
Национальный стандарт — достаточно интересный вид документа. Согласно законодательству он, как нормативно технический документ, утверждается государством. Однако в то же время разрабатывается с привлечением всех заинтересованных сторон в рамках специального органа — технического комитета по стандартизации, в состав которого входят ведущие эксперты из государственных органов, научных организаций и деловых объединений.
Для ЭКГ-рейтинга профильным стал Технический комитет по стандартизации «Устойчивое развитие», и это не случайно. Принятый в мае 2024 года указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» стал ориентиром и для работ по стандартизации. Практически каждый новый стандарт мы оцениваем и с точки зрения соответствия достижению целей национального развития. И очевидно, что вклад оценки и рейтингования ответственного бизнеса в реализацию цели «Устойчивая и динамичная экономика» сложно не заметить.
При разработке стандарт прошел все предусмотренные законодательством процедуры, в том числе публичное обсуждение и экспертизу в техническом комитете. Иными словами, разрабатывался максимально открыто и прозрачно. То есть изначальные принципы ЭКГ-рейтинга, а именно доступность, надежность, прозрачность, актуальность, во многом перекликаются с требованиями, которые предъявляются к национальным стандартам. Поэтому разработка прошла достаточно оперативно, и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в короткие сроки утвердило ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса».
Стандарт предполагает проведение оценки субъектов предпринимательской деятельности по трем направлениям:
•экология: степень воздействия на окружающую среду, использование наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов;
•кадры: уровень оплаты труда, корпоративные социальные и демографические программы, благотворительные проекты;
•государство: налоговая история и благонадежность, социальное инвестирование в регионы присутствия, финансовая устойчивость.
По итогам оценки в соответствии с ГОСТ Р 71198 компаниям присваивается так называемый ЭКГ-рейтинг, доступный публично.
Уже сейчас очевидно, что утверждение методики оценки ЭКГ-рейтинга в качестве ГОСТа обеспечивает доверие со стороны участников к прозрачности методологии оценки ответственного бизнеса. Оно стало важным этапом на пути внедрения отечественной системы оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в реальные бизнес-процессы. Кроме того, применение положений данного документа на практике будет способствовать развитию ответственного бизнеса и оказанию широкомасштабных мер его поддержки на территории России. Например, результаты оценки, проведенной на основе национального стандарта, могут стать полезными при принятии решений о различных мерах государственной поддержки.
Международные перспективы
Следует отметить, что стандарт — это еще и фиксация наилучших практик. Во многих государствах мира требования к ЭКГ-отчетности устанавливаются на уровне корпоративных стандартов, а вот национальных стандартов в этой сфере нет. Российская Федерация стала первой страной, где подход к оценке ответственного ведения бизнеса закреплен на уровне национального стандарта. Наша страна сохранила свое полноправное членство в международных организациях по стандартизации, российские эксперты беспрепятственно осуществляют свою работу в их технических органах. Продолжение сотрудничества не только дает возможность экспертного участия в разработке международных стандартов (а это в первую очередь обеспечение защиты интересов страны при их разработке), но и позволяет выдвигать инициативы по разработке международных стандартов на основе отечественных ГОСТов.
Традиционными площадками международной стандартизации мы не ограничиваемся. Приняв председательство в БРИКС в 2024 году, именно по инициативе Российской Федерации в сентябре 2024 года состоялась первая встреча руководителей национальных органов по стандартизации государств-участников. Презентация и обсуждение национального стандарта ЭКГ-рейтинга стали одним из важнейших пунктов повестки данной встречи и вызвали живой интерес среди участников межгосударственного объединения. Переведенный на английский и китайский языки, российский ГОСТ оценки ответственного бизнеса уже в скором будущем может стать основой для появления аналогичных документов в дружественных нам государствах.
Для ЭКГ-рейтинга профильным стал Технический комитет по стандартизации «Устойчивое развитие», и это не случайно. Принятый в мае 2024 года указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» стал ориентиром и для работ по стандартизации. Практически каждый новый стандарт мы оцениваем и с точки зрения соответствия достижению целей национального развития. И очевидно, что вклад оценки и рейтингования ответственного бизнеса в реализацию цели «Устойчивая и динамичная экономика» сложно не заметить.
При разработке стандарт прошел все предусмотренные законодательством процедуры, в том числе публичное обсуждение и экспертизу в техническом комитете. Иными словами, разрабатывался максимально открыто и прозрачно. То есть изначальные принципы ЭКГ-рейтинга, а именно доступность, надежность, прозрачность, актуальность, во многом перекликаются с требованиями, которые предъявляются к национальным стандартам. Поэтому разработка прошла достаточно оперативно, и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в короткие сроки утвердило ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса».
Стандарт предполагает проведение оценки субъектов предпринимательской деятельности по трем направлениям:
•экология: степень воздействия на окружающую среду, использование наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов;
•кадры: уровень оплаты труда, корпоративные социальные и демографические программы, благотворительные проекты;
•государство: налоговая история и благонадежность, социальное инвестирование в регионы присутствия, финансовая устойчивость.
По итогам оценки в соответствии с ГОСТ Р 71198 компаниям присваивается так называемый ЭКГ-рейтинг, доступный публично.
Уже сейчас очевидно, что утверждение методики оценки ЭКГ-рейтинга в качестве ГОСТа обеспечивает доверие со стороны участников к прозрачности методологии оценки ответственного бизнеса. Оно стало важным этапом на пути внедрения отечественной системы оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в реальные бизнес-процессы. Кроме того, применение положений данного документа на практике будет способствовать развитию ответственного бизнеса и оказанию широкомасштабных мер его поддержки на территории России. Например, результаты оценки, проведенной на основе национального стандарта, могут стать полезными при принятии решений о различных мерах государственной поддержки.
Международные перспективы
Следует отметить, что стандарт — это еще и фиксация наилучших практик. Во многих государствах мира требования к ЭКГ-отчетности устанавливаются на уровне корпоративных стандартов, а вот национальных стандартов в этой сфере нет. Российская Федерация стала первой страной, где подход к оценке ответственного ведения бизнеса закреплен на уровне национального стандарта. Наша страна сохранила свое полноправное членство в международных организациях по стандартизации, российские эксперты беспрепятственно осуществляют свою работу в их технических органах. Продолжение сотрудничества не только дает возможность экспертного участия в разработке международных стандартов (а это в первую очередь обеспечение защиты интересов страны при их разработке), но и позволяет выдвигать инициативы по разработке международных стандартов на основе отечественных ГОСТов.
Традиционными площадками международной стандартизации мы не ограничиваемся. Приняв председательство в БРИКС в 2024 году, именно по инициативе Российской Федерации в сентябре 2024 года состоялась первая встреча руководителей национальных органов по стандартизации государств-участников. Презентация и обсуждение национального стандарта ЭКГ-рейтинга стали одним из важнейших пунктов повестки данной встречи и вызвали живой интерес среди участников межгосударственного объединения. Переведенный на английский и китайский языки, российский ГОСТ оценки ответственного бизнеса уже в скором будущем может стать основой для появления аналогичных документов в дружественных нам государствах.
ГОСТ ДЛЯ НАЦЦЕЛЕЙ
В нашей стране в последние годы сфера применения документов национальной системы стандартизации постоянно расширяется. Этому способствовала реализация на практике положений, заложенных в законе о стандартизации, а также, может быть даже в большей степени, изменений в закон, вступивших в силу в июле 2021 года. При этом объектами стандартизации[1] могут выступать не только технические требования к конкретным видам продукции или методам ее измерений, но и работы, технологии, процессы, системы управления и передовые практики управления и многое другое.
Иными словами, сфера применения документов по стандартизации сегодня необычайно широка. Среди примеров, в частности, можно отметить утверждение в прошлом году ГОСТ Р 71136-2023 «Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации. Методики расчета показателей. Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным». Стандарт унифицирует требования к разработке, построению, изложению и содержанию методик расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов, госпрограмм РФ и их структурных элементов. Он обеспечивает единообразные подходы к воспроизводимости и прослеживаемости данных. Это был первый ГОСТ в истории отечественной стандартизации, призванный решить задачу унификации расчетов показателей документов стратегического планирования.
[1] 1 Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-Ф
В нашей стране в последние годы сфера применения документов национальной системы стандартизации постоянно расширяется. Этому способствовала реализация на практике положений, заложенных в законе о стандартизации, а также, может быть даже в большей степени, изменений в закон, вступивших в силу в июле 2021 года. При этом объектами стандартизации[1] могут выступать не только технические требования к конкретным видам продукции или методам ее измерений, но и работы, технологии, процессы, системы управления и передовые практики управления и многое другое.
Иными словами, сфера применения документов по стандартизации сегодня необычайно широка. Среди примеров, в частности, можно отметить утверждение в прошлом году ГОСТ Р 71136-2023 «Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации. Методики расчета показателей. Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным». Стандарт унифицирует требования к разработке, построению, изложению и содержанию методик расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов, госпрограмм РФ и их структурных элементов. Он обеспечивает единообразные подходы к воспроизводимости и прослеживаемости данных. Это был первый ГОСТ в истории отечественной стандартизации, призванный решить задачу унификации расчетов показателей документов стратегического планирования.
[1] 1 Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-Ф