Даниил Вячеславович ЕГОРОВ, руководитель Федеральной налоговой службы РФ
Условия осуществления бизнесом своей деятельности в эпоху цифровых технологий существенно упростились. Многие бюрократические процедуры, ради которых раньше приходилось стоять в очередях, сейчас можно пройти не выходя из дома — с мобильного телефона или ноутбука.
Но это только одна сторона медали. Другой стороной является необходимость постоянной обработки огромного количества информации, ее просеивание в поисках значимой и принятие эффективных решений на основе ее анализа в условиях постоянно изменяющихся внешних условий.
Налоговая служба на протяжении последних 15 лет активно занимается работой с цифровыми данными, ведь налогообложение — первая сфера, претендующая на цифровизацию. Без составления цифровой картины государства, включающей все возможные объекты налогообложения, от купленной гражданином пачки сигарет до реализованных им же на бирже ценных бумаг, невозможно построение эффективной системы налогового администрирования. А без эффективной системы администрирования невозможно обеспечить системную и добровольную уплату налогов в бюджет.
Не каждая компания или государственная организация может позволить себе содержать штат датамайнеров, аналитиков и программистов, необходимых для построения эффективных цифровых систем, используемых для принятия решений. При реализации положений Манифеста ФНС России, касающихся создания условий для честной конкуренции, для нас важно предоставить и равные условия для доступа к информации всем участникам рынка, будь то крупная корпорация или индивидуальный предприниматель.
ФНС России сегодня — крупнейший агрегатор верифицированной информации о налогоплательщиках, где концентрируется большинство ведомственных данных из разных государственных систем.
Все данные, не составляющие налоговую тайну, на текущий момент открыты и могут быть получены из сервисов ФНС России, в том числе в виде, пригодном для машинной обработки. Однако, в текущих условиях цифрового развития государства важен не столько доступ к данным, сколько возможность их интерпретации, что и стало очередной вехой в развитии цифровых сервисов ФНС России.
Сейчас ведомство является поставщиками данных для пользователей — это не только органы государственной власти, но и представители бизнеса. Мы работаем над созданием собственных метрик и раскрытием этих метрик для пользователей. В рамках платформы внешней поставки данных неограниченному числу пользователей открыты данные об уровне деловой активности в разрезе территорий, а также данные о рисках, возникающих по государственным контрактам. В 2023 году в личном кабинете каждого юридического лица запущен сервис оценки юридических лиц, служащий для самодиагностики компаний и проверки своих контрагентов. С момента запуска получено более 113 тысяч запросов на получение выписки с сервиса оценки юридических лиц. На данный момент ежедневно поступает около 700 запросов.
Необходимо отметить, что на пользователей сервиса оценки юридических лиц приходится около 31% государственных контрактов на исполнении.
Очередным этапом развития стало участие ФНС России в создании независимого ЭКГ-рейтинга, оценивающего компании и предпринимателей по основным социально значимым аспектам их деятельности. При формировании указанного рейтинга ФНС выступает в качестве оператора, обрабатывая и предоставляя данные, необходимые для формирования рейтинга, в то время как сама методология и подходы к оценке разработаны независимыми институтами.
Ежемесячно, в рамках указанной работы ФНС осуществляет расчет показателей ЭКГ-рейтинга в отношении 7 миллионов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории РФ.
Такие инструменты могут стать альтернативой классическим контрольным процедурам. В основе своей бизнес стремится к тому, чтобы работать в рамках понятных правил с полным пониманием о том, как его оценивает государство и его контрагенты. ЭКГ-рейтинг и иные подобные сервисы является одним из инструментов для достижения такого понимания.
Если бизнес работает добросовестно и в основе его деятельности не только получение прибыли, но и социальная ответственность за своих сотрудников, благополучие территорий присутствия — государство это признает, соответствующим образом отражая это в рейтинге. В первую очередь это важно для выстраивания вокруг бренда позитивной повестки и закрепления статуса компании как ответственной в глазах государственных органов, контрагентов и партнеров.
Создавая систему поощрений, построенную на таких рейтингах и иных инструментах анализа, мы формируем условия, в которых налогоплательщики сами будут заинтересованы в том, чтобы улучшить свои характеристики. От этого выигрывают и государство, и общество, и бизнес.